<<
>>

Хоспис на дому

Э. Кюблер-Росс описала фазы личностного восприятия смерти:

• Фаза шока. «Почему я?» - такой вопрос задает себе любой человек, осознающий близкую конечность земного бытия. Чтобы смягчить ситуацию, пациента нельзя «ошарашивать» всей негативной информацией сразу, ее следует дозировать. Необходимо проявить участие в судьбе пациента, сопереживать ему.

• Фаза отрицания. «Нет, не я!» В зависимости от личностного фона пациент может «бороться за жизнь», создавая свою систему лечения,либо убеждать близких и врача в ошибочности суждений о неблагоприятном исходе болезни.

Вытеснение, отрицание - психологический феномен, сменяющийся активным неприятием - агрессией.

• Фаза агрессии. Варианты от демонстративноагрессивного поведения, направленного на медицинских работников и родственников, до мягкого недовольства, зачастую обоснованного, действиями врача и родственников. Эмоции должны «выплеснуться», медикам иногда приходится «брать вину на себя».

• Фаза торга. «Сделка» состоит в том, что пациент, активно участвуя в лечении, выполняя предписания врача, ждет награды за «хорошее поведение» в виде отсрочки исполнения приговора. Некоторые пациенты и их семьи на этом этапе «хватаются за соломинку» - ищут и находят «новые, эффективные» методы лечения неизлечимых страданий, затрачивая немалые деньги. Врачи всех поколений сталкивались с ситуацией, когда пациент и его родственники прибегают к услугам колдунов, экстрасенсов, народных целителей, покупают «акулий хрящ», различные снадобья. Вспомним Ф.М. Достоевского: «Есть три силы: чудо, тайна и авторитет... И так как человек оставаться без чудес не в силах, то насоздает себе новых чудес, уже собственных, и поклоняется уже знахарскому чуду, бабьему колдовству, хотя бы он во сто раз был бунтовщиком, еретиком и безбожником». Следует, по возможности, уберечь пациента и его семью от услуг лиц, желающих обогатиться на страдании ближнего.

• Фаза депрессии. Тревога, «тоскливое настроение», чувство нарастающей зависимости от близких, медицинских работников. Пациент нуждается в сопереживании, общении с родственниками. Ему не нужна гиперопека. Хороши невербальные модули общения (добрый взгляд, мягкое рукопожатие, ненавязчивая помощь на бытовом уровне (чистая постель, омовение лица, рук, ног и др., комфорт при выполнении физиологических отправлений).

• Фаза примирения с судьбой, «подчинения приговору». Полное смирение, отсутствие страха, туннель, яркий свет.

При подготовке к умиранию пациента надо убедить, что смерть - не катастрофа, не жизненный тупик, а духовный и освобождающий переход к иному состоянию - «после смерти», т.е. к миру и спокойствию, когда разум переселяется на более высокий уровень.

По Гоулду, обучить осознанной смерти - значит, научить пациента отказаться от иллюзии, что жизнь - это единственная жизнь. Если врач сумел внушить умирающему больному, что жизнь - не более чем иллюзия, насколько бы реально она ни выглядела, значит, он научил его умереть достойно.

Я никогда не умирал...

Скажите, это будет сразу?

В кусочки, вдребезги, как вазу?

Рывком, броском, как в гневе фразу?

Как об пол брошенный бокал?

Я никогда не умирал...

Скажите, это очень больно? Больнее, чем укол игольный? Иль медный голос колокольный Больней для тех, кто провожал?

Н. Воробьев, Монтерей, 1988

Спасибо, жизнь, за то, что ты была, -

За все сиянья, сумерки и зори,

За мшистый бок тяжелого ствола

И легкий парус в лиловатом море.

За все богатство дружбы и любви

И тонкий холод одиноких бдений.

И за броженье светлое в крови

Готовых прозвучать стихотворений, -

Со всем прощаясь - и не помня зла, -

Спасибо, жизнь, за то, что ты - была.

Л.

Алексеева, Нью-Йорк, 1989

Природа! Мы ею объяты - бессильные выйти из нее...Жизнь - прекраснейшая из ее задумок. :

Смерть - художественный прием для создания новых жизней.

Гете

Одна и та же тождественная жизнь наполняет вселенную и ежечасно обновляется в неисчислимых сочетаниях и превращениях. Вы опасаетесь, воскресните ли Вы, а Вы уже воскресли, когда родились... В других Вы были, в других и останетесь. И какая Вам разница, что это будет называться памятью. Это будете Вы, вошедшие в состав будущего.

Б.Пастернак «Доктор Живаго» ...

Лицо мое, как рукопись на шелку

глядит на меня из зеркал, И нет часа, чтобы усердный писец

новый знак в нее не вписал. Как же мне не покориться столь искусной

и властной руке? Я не оставлю этого чтенья на самой

важной строке. Почему мы полагаем концом то,

что в действительности - возникновенье? С надеждой и наслажденьем я предаюсь

леденящему дуновенью.

Поль Клодель

Основные положения службы хосписа, включая хоспис на дому:

• Сохранение качества жизни, несмотря на отсутствие надежды на излечение.

• Уход за пациентом.

• Контроль симптомов болезни, субъективно наиболее актуальных для пациента (все виды болей,включая психалгии; депрессия и др.).

Согласно правилам биоэтики пациент имеет право получить от врача достоверную информацию о состоянии здоровья, вариантах медицинского вмешательства с их достоинствами и недостатками, включая возможность неблагоприятного исхода.

• Пациент получает помощь по четырем основным направлениям - медицинскому, психологическому, социальному, духовному (в соответствии с конфессией).

• Эти принципы согласно современным положениям биоэтики концептуально соответствуют направлениям работы с пациентом общепрактикующего врача и медицинской сестры, составляя базис философии первичной медико-санитарной помощи.

• Основные рекомендации по ведению умирающего пациента на дому выработаны А.В. Гнездиловым, Ю.М. Губачевым:

- Избавить пациента от изоляции по отношению к близким. Никаких ширм и перегородок!

- Сочетание невербальных видов коммуникаций с вербальными.

- Приоритет принципа «здесь и сейчас» перед долгосрочными планами и программами.

- Исключение гиперопеки.

- Доступное, понятное объяснение пациенту его состояния. Информация не должна быть избыточной,превышающей запрос больного человека. Формулировки не могут быть категоричными, ибо медицина есть «наука неопределенности и искусство вероятности» (У Ослер).

- Пациент должен ощутить, что врач понимает его, разделяет его чувства, не покинет его до конца и дальше будет честно отвечать на поставленные вопросы.

- Фотографии родных, близких, самого пациента в молодости - та ситуация, когда прошлое скрашивает настоящее.

- Последние желания больного, какими бы странными они ни казались, следует удовлетворить.

- Помощь оказывается, когда ее ждут или просят. Полная свобода пациента, не ограниченная социальными ритуалами.

- Ухаживая за пациентом, используются приемы невербальной коммуникации: терапия присутствием,умение слушать и служить.

- Уход из жизни - акт не только достойный, но и великий. Приняв неизбежность смерти, пациент освобождается от страха. Тогда он сохраняется в памяти близких как человек, «разрешивший себе умереть», вовремя отказавшийся от бесплодной борьбы за жизнь, своевременно простившийся со всеми, кто ему дорог.

- Соборование - религиозный ритуал, когда тяжелобольного человека навещают служители Церкви для исповеди и отпущения грехов после раскаяния. Причастие дается со словами: «Во исцеление Души и тела...» Душа бессмертна, тело бренно... Хотя бы в конце земного существования это должен понять каждый человек.

- Все мировые религии используют заупокойную молитву, которая читается над усопшим.

«Со святыми упокой в обители, где нет болезни и печали... » Эти слова заупокойной молитвы утешают родственников, убеждая в неокончательности потери близкого человека, дарят надежду на его возрождение и духовное освобождение.

<< | >>
Источник: И.Н. Денисов, Б.Л. Мовшович. Общая врачебная практика.Внутренние болезни - интернология. 2001

Еще по теме Хоспис на дому:

  1. Проблемы персонала хосписа
  2. ХОСПИС И МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
  3. Глава 8 ПРОБЛЕМЫ ПЕРСОНАЛА ХОСПИСА
  4. Когда мы с мужем ссоримся, он идет из дому.
  5. ГЛАВА 28 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ПАЦИЕНТОМ В СТАЦИОНАРЕ И НА ДОМУ
  6. Ведение на дому пациентов с запущенными формами злокачественных новообразований
  7. Схема лечения A: терапия на дому для профилактики обезвоживания и недостаточности питания
  8. Гнездилов А.В.. Путь на голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе, 1995
  9. Захаренко О.В.. Неотложная медицинская помощь. Симптомы, первая помощь на дому, 2010
  10. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
  11. Глава 10 ПРОБЛЕМЫ РОДСТВЕННИКОВ
  12. Забота о родственниках терминального больного
  13. Проблемы инкурабельных больных
  14. Глава 2 ПРОБЛЕМЫ БОЛЬНЫХ НА ПОЗДНИХ, ИНКУРАБЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  15. ХОСПИСНАЯ СЛУЖБА: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  16. ВВЕДЕНИЕ
  17. Глава 6 ПСИХОТЕРАПИЯ
  18. Психотерапия средой