<<
>>

Высший уровень здоровья – духовный

Рассматривая в качестве высшего уровня здоровья духовный, остановимся на различных подходах понимания духовности как феномена.

В частности, теологизм связывает духовность с сакральным началом, мировым разумом и делает его присущим только людям, верующим в высшие, божественные силы. Парадигмальную установку теологизма отличает целостный взгляд на человека во всей его тотальности. Подлинный смысл человеческой жизни – в устремлении к Высшему, Абсолютному Инобытию; в служении ему с целью осуществления Его в мире.

Исходным полагается духовное начало в человеке, составляющее основу бытия человека во всех его измерениях. Духовное не сводимо ни к одному природному, ни к общественному; не объяснимо ни наследственностью, ни влиянием культурной среды.

С позиций христианской антропологии всему человеческому роду после грехопадения присуще искажение подлинной человеческой природы. В своем наличном бытии конкретный человек обнаруживает греховность как духовную болезнь. Становление человека как целого возможно посредством духовной работы, направленной на преодоление сил греха. Противостояние человеческого и периферийного, греховного во внутреннем мире человека, определяет направленность жизни на служение во имя спасения других, а значит и себя, на осуществление своего Первообраза – образа Божьего в индивидуальной жизни или отступление, извращение своей человеческой сути, обрекающее человека на душевный хаос, духовную нищету, духовную гибель. В концепции теологизма истинно здоровый человек – это святой человек.

Согласно другому пониманию, духовность может быть вполне светской. Например, В.М. Иванов (2003) описывает духовность как характеристику психики и поведения человека, определяющуюся целостной системой интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических, экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности.

Как писал Н.А. Бердяев: «…Духовная жизнь раскрывается по ступеням и разнокачественно. В нее входят вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человека, общение в любви». Другой русский философ И.А. Ильин, обсуждая содержание «духовности», отмечал, что она не исчерпывается мыслью, не ограничивается словами и высказываниями. Духовность человека глубже всего этого, могущественнее и священнее. Она состоит, прежде всего, в уверенности, что в пределах собственной души есть нечто лучшее, не зависящее от его произвола. «… К этому лучшему и высшему надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему».

Духовность не может быть врожденной, но, будучи родовым человеческим качеством, воспроизводится в процессе жизнедеятельности благодаря трансляции духовных ценностей и нравственных норм предыдущими поколениями. Отечественный ученый-энциклопедист Н.Н. Моисеев считает, что высшую степень духовности проявляет коллективный интеллект Человечества. При этом, «тот феномен, который мы называем духовным миром, не может быть понятым без синтеза собственного «Я» человека и некой общей абстрактной «высокой» идеи. Отсутствие общих идей, единой цели или веры приводит к бездуховности и нравственной деградации общества, а их превалирование рождает фанатиков...» [Моисеев 1995].

Центральными категориями духовности являются: добро и любовь; вера, надежда – основа оптимизма; мудрость и справедливость; красота и возвышенность деяний и помыслов; совесть и стыд; достоинство и честь; сострадание и милосердие, забота о достижении счастья и благополучия не только для себя, но и для другого, для всего человечества, то есть ответственность за судьбы мира.

Содержание духовного здоровья составляет проблема смысла жизни.

В психологических исследованиях смысл жизни характеризуется как наиболее значимая для человека цель, самая главная идея, которая существенно обусловливает его жизнедеятельность, поведение, особенно в трудных ситуациях. Поиск человеком смысла является первичной движущей силой его жизни. У каждого человека имеется свое собственное призвание в жизни, задача каждого человека уникальна, как и специфические возможности ее выполнения. Стремление найти смысл жизни – это не просто «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, это главная мотивационная сила в человеке. И в поиске смысла нельзя избегать напряжения, связанного с наличием серьезных требований, присущих смыслу человеческого существования. Жизнь человека приводится в порядок его смысловой ориентацией. Таким образом, поле напряжения возникает между тем, что человек делает, и тем, что он должен делать. В этом поле действует экзистенциональная динамика. Эта динамика, скорее, тянет человека, чем толкает; вместо подчинения смыслу он решает, должна ли его жизнь организовываться серьезными требованиями смысла его существования (Чудновский, 2004).

Согласно экзистенциональному подходу, можно реализовать смысл жизни тремя различными способами: через деятельность; через переживание ценностей; через страдание. Следовательно, жизнь можно сделать осмысленной: а) тем, что мы даем миру своим созиданием; б) тем, что мы берем от мира в нашем восприятии и в) той позицией, которую мы занимаем в отношении мира, что включает в себя и определенное выбираемое нами отношение к страданию.

В нашем понимании духовное здоровье – это не только максимальный уровень самореализации личности, который характеризуется автономностью, чувством прекрасного, альтруизмом, заботой о достижении счастья, благополучия и здоровья для себя и для окружающих людей, принятием ответственности за судьбы мира. Это и особое напряжение, связанное с потенциальным смыслом и ценностями, требующими осуществления высшего предназначения человека, которое сопровождается переживанием полноты жизни и удовлетворенности ею.

Таким образом, индивидуальное здоровье как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия дает возможность человеку, полностью реализуя свой потенциал, наилушим образом решать жизненные задачи в целях продолжения рода, оптимальной трудоспособности и социальной активности, максимальной продолжительности жизни. Высший уровень здоровья – духовный – оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Отклонения, как в душевном, так и в духовном аспектах здоровья непременно скажутся на образе жизни человека, и тем самым на состоянии телесного здоровья.

<< | >>
Источник: Малярчук Н.Н.. Валеология. Учебное пособие. 2008

Еще по теме Высший уровень здоровья – духовный:

  1. Микромодель духовно здорового общества
  2. Тема «Аборт как фактор разрушения телесного, душевного и духовного здоровья женщины»
  3. Здоровье, норма – что это такое? Здоровье в гармонии. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
  4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО НАРУШЕНИЙ
  5. Духовность питания в верованиях древних
  6. Духовное электричество: основные принципы
  7. Лекционное занятие № 4 Психология здоровья. Стресс и здоровье. Психосоматическое здоровье
  8. Духовный аспект работы с умирающими
  9. Закон Духовной Лимфы
  10. Духовные основы боевой деятельности военнослужащих
  11. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания военнослужащих
  12. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема
  13. ЛЕКЦИЯ №4 ЗДОРОВЬЕ, НОРМА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ЗДОРОВЬЕ В ГАРМОНИИ. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ.
  14. Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Труд и здоровье
  15. Психический уровень