<<
>>

Стимулирование своего воображения

Создание большого количества идей — это первый, но не единственный способ создания творческих решений. Другой важный способ — это стимулирование своего воображения. Большинство людей действуют, не опираясь на воображе­ние, не потому, что лишены его, а потому, что опасаются той реакции, которую получат их идеи.

Со временем они привыкают подавлять идеи, которые отличаются от нормы, идеи, которые могут вызвать удивление. Они оказывают себе медвежью услугу, поскольку творчество опирается на вооб­ражение. «Ни одно великое открытие не было сделано без смелой догадки», — заметил Исаак Ньютон. А Альберт Эйн­штейн добавил: «Я верю в воображение... Воображение важ­нее знания».

Конечно, для этого потребуется больше, чем решимость стимулировать свои мысли, особенно если вы усвоили при­вычку подавлять их. Вам понадобятся несколько стратегий для активизации своего творческого воображения. Ниже при­ведены семь эффективных стратегий. Одни больше подходят к проблемам, чем к спорным вопросам; другие наоборот.

• Побуждайте себя к незаурядным ответам.

• Пользуйтесь свободными ассоциациями.

• Пользуйтесь аналогией.

• Ищите необычные сочетания.

• Визуализируйте решение.

• Стройте аргументацию за и против.

• Создавайте подходящие сценарии.

Побуждайте себя к незаурядным ответам

Мы отмечали, что заурядные, знакомые идеи чаще появля­ются первыми. Ничего нельзя сделать, чтобы избежать этого явления. Поэтому самое лучшее — это ожидать их, даже по­ощрять их, чтобы освободить свое мышление для более ори­гинальных идей. Для начала спросите себя, о каких ответах подумают большинство людей. Запишите их. Когда вы най­дете достаточно много таких ответов и не сможете приду­мать больше никаких других, спросите себя, о каких ответах другие люди, вероятно, не подумают. Заставьте себя найти как можно больше таких ответов.

Можно предвидеть, что в результате этих усилий вы на­зовете несколько безумных или глупых идей. Весьма вероят­но, что вы почувствуете себя несколько неуютно с такими идеями. «Какая от них может быть польза? — подумаете вы. — Проблемы и спорные вопросы — дело серьезное, тут уж не до шуток». Боритесь с этим чувством. Любовь к играм, как мы видели, — это одна из важных черт творческих людей; она способствует их динамизму. Нет ничего плохого в запи­сывании на бумагу самых смешных идей. Их перечисление и их одобрение — не одно и то же; вы всегда сможете вычерк­нуть их позднее. Но не отсеивайте их сейчас; вы можете по ходу дела нечаянно отвергнуть оригинальное озарение.

Правильно поймите этот совет. Он не означает, что вы должны стараться быть эксцентричными или смешными. Он означает, что вы должны позволять себе быть такими, когда это происходит вследствие естественного стремления найти незаурядные идеи.

Пользуйтесь свободными ассоциациями

Свободная ассоциация означает возможность одной идеи по­родить другую. Она отличается от принудительного ответа тем, что вы не направляете свое мышление вообще, но пус­каете его в свободное плавание, периодически ослабляете контроль над ним и следите, какие идеи и ассоциации по­следуют.

Некоторые из них могут оказаться довольно нео­жиданными и могут указывать интересные и перспективные направления. Как и с принудительными ответами, вы не должны отсеивать никаких ассоциаций, которые придут вам в голову. Лучше запишите все, чтобы проанализировать их позднее. Часто то, что кажется вам совершенно неподходя­щим в тот момент, когда оно пришло в голову, может ока­заться ценным позднее.

Следует высказать и предостережение. Цель этой страте­гии — помочь себе извлечь подходящую информацию, ко­торую вы первоначально слишком строго ограничили. По­скольку эта стратегия включает ослабление умственного кон­троля и разрешение вашим мыслям «плыть по воле волн», она может вылиться в бесцельное мечтание. Поэтому вы долж­ны пользоваться ею в дополнение к другим стратегиям, а не вместо них.

Пользуйтесь аналогией

Аналогия — это указание на одно или больше сходств меж­ду двумя предметами, очень разными в других отношениях. Аналогию можно провести, например, между рывком и бе­гом хавбека в американском футболе и движениями ягуара или гепарда.

В истории творческих достижений зафиксирована цен­ность мышлении по аналогии. Творческие прорывы часто

происходят тогда, когда человек указывает на связь между чем-то за пределами своей сферы деятельности. (Это подчеркивает ценность широкого образования. Узость приобре­тенных знаний слишком часто ведет к узости перспективы, . которая препятствует творчеству.) Когда Гутенберг, наблю­дая за работой виноградного пресса, придумал печатный пресс и когда изобретатель вилочного погрузчика испытал озарение благодаря машине по изготовлению пончиков, они пользовались мышлением по аналогии.

Чтобы воспользоваться аналогией в своем собственном мышлении, просто спросите, на что похожа эта проблема или спорный вопрос, что это напоминает вам. Где необхо­димо, вы можете также задать более конкретные вопросы, такие, как «На что это похоже по виду (по звуку, по вкусу, по запаху, на ощупь)?» или «На что похожа эта функция?».

Ищите необычные сочетания

Порой самым лучшим решением проблемы будет сочетание предметов, которые обычно не сочетаются. Шахтерская каска (сочетает фонарь и защитную каску), кресло-коляска, ра­дио-часы — вот примеры того, как сочетания ведут к изоб­ретению. Возможно, самым широко известным примером этого вида изобретений является кулинарный рецепт. Вся­кий раз, когда повар смешивает разные ингредиенты, что­бы сделать то или иное блюдо по-другому, он делает изоб­ретение путем сочетания. Первый человек, который покрыл жидким сыром «моцарелла» телячью отбивную, изобрел «те­лятину с пармезаном», а тот находчивый человек, который не мог себе позволить телятину и заменил ее куском любого другого мяса, изобрел «мясо с пармезаном».

Та же самая стратегия отлично работает и в других видах творчества — при нахождении решений социальных про­блем, например. Одна из проблем, которые сегодня вызы­вают повышенную озабоченность, — это увеличивающиеся затраты на тюремную систему. Кто-то, ломающий голову над этой проблемой, вполне может рассмотреть сочетание тю­рем и заводов, т.е. привлечь заключенных к работе в част­ном секторе промышленности с получением ими заработ­ной платы и возмещением налогоплательщикам затрат на свое содержание в тюрьме. (Эта идея могла даже возникнуть по аналогии, из наблюдения, что тюрьмы порой напомина­ют большие промышленные комплексы.)

Визуализируйте решение

Эта стратегия заключается в воображении того, что пробле­ма решена, и визуализации (зрительном представлении) того, что будет потом. Например, прежде чем решить про­блему езды на автомобиле по покрытым снегом и льдом дорогам, человек, которому потребовалось вести автомобиль в таких условиях, должен был бы нарисовать в своем уме не шины, увязшие в снегу или проскальзывающие на льду, а те условия, которые он желал бы получить: равномерно вращающиеся колеса, вгрызающиеся в снег и крепко цеп­ляющиеся за лед шины. Стимулировав таким образом свое воображение, он бы спросил себя: «Как должны выглядеть шины, которые будут работать так, как я желаю?» И он мог бы просто визуализировать кусочки металла, опоясываю­щие шину (цепи), или штыри, выступающие из шины, что­бы цепляться за дорожное покрытие (шипы).

Стройте аргументацию «за» и «против»

Эта стратегия, важнейшая при работе со спорными вопро­сами, состоит в перечислении всех возможных доводов, ко­торые могут бьггь выдвинуты «за» и «против» спорного воп­роса. Чтобы воспользоваться ею, просто рассмотрите свои формулировки данного спорного вопроса — «Является ли?», «Делает ли?» или «Должен ли?» — и перечислите как можно больше ответов «да», вместе с поддерживающей их аргу­ментацией. Если, например, спорным вопросом, который вы анализируете, является вопрос, оказала ли техника по­ложительное или отрицательное воздействие на человече­ское общество, то вы среди прочих включите следующие доводы (для краткости поддерживающая аргументация опу­щена):

Доводы в пользу отрицательного воздействия

Сделала многие виды работ очень однообразными и еще более скуч­ными.

Во многих случаях снизила каче­ство товаров и услуг.

Уничтожила много видов работ, не требующих квалификации.

Вызвала у многих рабочих нена­висть к тому, что они делают, чтобы заработать на жизнь.

Подорвала роль гуманитарных наук в образовании.

Доводы в пользу положительного воздействия

Сократила рабочую неделю, предоставив рабочим больше свободного времени.

Увеличила разнообразие пред­лагаемых товаров и услуг.

Создала много новых профес­сий, требующих высокой ква­лификации.

Увеличила денежное вознаг­раждение как для работодате­лей, так и для наемных работ­ников.

Создала потребность в новых видах образования — профес­сиональном и техническом.

Важное предостережение: помните о своей необъектив­ности и о том, что ваша необъективность будет влиять на ваши усилия по созданию аргументации. Если только вы не занимаете совершенно нейтральную позицию по данному спорному вопросу (крайне маловероятный случай), то с са­мого начала применения этой стратегии вы будете считать, что один из подходов к этому спорному вопросу правилен, и это убеждение будет побуждать вас строить свой список соответствующим образом. Другими словами, осознанно или неосознанно вы будете предъявлять больше доводов, и доводы более высокого качества, в пользу того взгляда на спорный вопрос, которому вы отдаете предпочтение. Един­ственная мера предосторожности против такой необъектив­ности — это сойти с проторенной дороги и обдумать доводы, которые могут быть предложены другой стороной. Если ваше исследование спорного вопроса честно рассмотрело пози­ции обеих сторон, выполнить эту меру предосторожности будет нетрудно.

Создавайте подходящие сценарии

Мы часто склонны думать об идеях исключительно как об утверждениях, высказываниях о том, что есть или должно быть, таких, как, «В нашем обществе падает уважение к пра­вам других людей» и «Этику можно преподавать во всех школах». Это, конечно же, идеи, но таковы и сценарии, которые представляют собой созданные с опорой на вооб­ражение примеры ситуаций и событий, которые подходят к рассматриваемому спорному вопросу. Хорошие сценарии имеют особую ценность, которой лишены утверждения: они представляют реальность как таковую, а не только выводы о реальности.

Скажем, спорный вопрос, который вы анализируете, касается того, должна ли женщина оказывать «серьезное сопротивление» сексуальным домогательствам мужчины, чтобы в суде можно было выдвинуть обвинение в изнасило­вании. (В 1982 г. это еще было юридическим требованием в нескольких штатах.) Вот три сценария, которые вы можете создать:

• Женщина только что вернулась со свидания вместе с мо­лодым человеком, с которым познакомилась некоторое время назад, встречалась раньше и вступала в половую связь несколько раз. Она приглашает его в свою квартиру и продолжает отвечать на заигрывания и ласки. Когда он предлагает ей вступить в половую связь, она говорит ему «нет» несколько раз, но не останавливает его от совер­шения полового акта.

• Женщина лежит на больничной койке, получив силь­ную дозу успокоительных средств, после того как она пережила нервный срыв. Санитар, понимая, что она не в состоянии оказать сопротивление, подходит к ней и на­силует ее.

• Однажды вечером возвращаясь из библиотеки к себе в студенческое общежитие, студентка колледжа проходит через плохо освещенную рощицу. Неожиданно на нее на­брасываются двое мужчин; один из них размахивает но­жом и угрожает, что убьет ее, если она будет противить­ся вступить с ними в половую связь. Опасаясь за свою жизнь, она подчиняется.

Внимательное чтение этих сценариев покажет, насколь­ко важно создать несколько сценариев и позаботиться о том, чтобы созданные сценарии охватывали широкий спектр воз­можностей. Все эти сценарии правдоподобны — обязатель­ное требование, которому должны удовлетворять все сцена­рии. Однако они по-разному освещают данный спорный вопрос, является ли «серьезное сопротивление» обоснован­ным юридическим требованием. Взятый отдельно первый сценарий может считаться поддерживающим утвердитель­ный ответ. Между тем два других сценария делают очевид­ным, что такой ответ будет поверхностным. На этих очень вероятных случаях они показывают, что требование «серь­езного сопротивления» совершенно необоснованно.

Эти семь стратегий окажут вам существенную помощь в активизации вашего воображения. Но не рассчитывайте, что сможете воспользоваться ими уверенно с самого начала. Дайте себе время привыкнуть к ним. Если вы склонны сдаваться после нескольких попыток, напомните себе, каким неук­люжим вы себя чувствовали, когда в первый раз вели мяч на баскетбольной площадке или управляли автомобилем. Тогда тоже казалось, что научиться этому нельзя, но вы освоили это. Всякий раз, когда переход от одной стратегии к другой поставит вас в тупик, просто вернитесь к своей формулировке проблемы, возьмите себя в руки и продол­жайте создавать идеи.

<< | >>
Источник: Ружиэйро В.Р.. Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авторов. 2006
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Стимулирование своего воображения:

  1. Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
  2. Воображение
  3. Развитие воображения
  4. Развитие воображения
  5. Воображение и его развитие в детском возрасте
  6. Категория 3. Направляемое зрительное воображение
  7. Возможные трудности в работе с воображением
  8. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  9. «Зачем арапа своего...»
  10. Знай своего врага
  11. Игра воображения
  12. Шаг 1. Оцените красоту своего тела
  13. М.Я Мудров в годы своего обучения