загрузка...

Основные положения вегетарианства

Как следует из энциклопедического словаря, вегетарианство – это общее название систем питания, исключающих или ограничивающих потребление продуктов животного происхождения, главным образом связанных с убийством этих животных. Истоки вегетарианства уходят в далекую древность. Достаточно сказать, что одним из апологетов вегетарианства считается древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в VI веке до н. э. Он стал вегетарианцем, усвоив учение о переселении душ. Стоило поверить в то, что души усопших продолжают жить в телах животных, и поедание дичи и домашнего скота тотчас становилось чем-то вроде людоедства. Кроме того, Пифагор считал, что поедание мяса убитых животных способствует образованию в организме вредных веществ, засоряющих человеческий организм и вызывающих хронические отравления.

Кстати, Пифагор явил миру и пример потрясающей терпимости: утверждая, что мясо – – недопустимый соблазн, он тем не менее щедро потчевал им своих гостей.

В России массовые вегетарианские настроения стали проявляться лишь в XIX веке, и то по большей части в среде религиозных сектантов и некоторых групп интеллигенции, считавших, что именно с вегетарианства начинается телесное и духовное очищение.

Таким образом, вегетарианство – не только и не столько система питания, но прежде всего философское учение, которое зиждется на своеобразной нравственной и этической основе. Недаром наш великий правдоискатель – Лев Николаевич Толстой в последние годы жизни считал, что следует отказаться от употребления мяса прежде всего из нравственных соображений. Будучи убежденным приверженцем идеи непротивления злу насилием он незадолго до своей кончины писал, что мясоедение – пережиток самого грубого варварства, и переход к вегетарианству есть самое правое и естественное последствие просвещения.

В какой-то мере вегетарианцы – это пацифисты в области кулинарии. "Я никогда не стану пожирателем трупов убитых животных", – таков их основной лозунг.

Термин "вегетарианство" происходит от латинского vegetarius, что значит "растительный". Однако чистые вегетарианцы, или старовегетарианцы, которые питаются только растительной и никакой другой пищей, исключая яйцо, творог, молоко и т. п., встречаются редко. Строгих вегетарианцев называют веганами.

В наше время чаще встречаются младовегетарианцы, включающие в свой рацион молоко, молочные продукты и яйца домашних птиц. Отсюда происходит и их второе название – оволактовегетарианцы (от латинского ovum – яйцо и laktis – молоко).

И все-таки, несмотря на эти различия, общим правилом для всех, кто причисляет себя к вегетарианскому движению, является полное исключение из пищи продуктов, полученных путем умерщвления животных.

Вегетарианцы не только не видят никаких достоинств в мясной пище, но и, более того, считают ее физиологически неприемлемой для человеческого организма, выдвигая множественные анатомо-физиологические и зоологические доказательства своей правоты.

По их твердому убеждению, пищеварительная система человека рассчитана на переработку и усвоение преимущественно растительной пищи, что подтверждается следующими аргументами.

Во-первых, система зубов человека с очень слабыми резцами неудобна для разрывания мяса, и, в отличие от хищников, сочленение нижней челюсти дает человеку возможность делать боковые жевательные движения, характерные для травоядных.

Во-вторых, человеческая слюна выделяется обильно и служит, в основном, для расщепления крахмала, тогда как слюна хищников выделяется скудно и служит главным образом для смачивания, обеспечивающего легкое проглатывание пищи.

В-третьих, женское молоко, в отличие от молока хищников, содержит много молочного сахара – лактозы и сравнительно мало белков и жиров.

В-четвертых, длина кишечника у человека в 10-13 раз превышает длину тела, а у хищников только в 3-6 раз.

Последнее обстоятельство связано с тем, что в процессе питания мясом организм не получает растительной клетчатки, расщепление которой происходит в толстом кишечнике и требует много времени. Поэтому хищники особенно и не нуждаются в развитой и длинной толстой кишке и, в отличие от человека, не имеют аппендикса.

В пользу того, что наши далекие предки были вегетарианцами, а не мясоедами, свидетельствуют и данные электронной микроскопии зубов ископаемых человекообразных обезьян. Особенности их микроструктуры оказались типичными именно для животных, питающихся фруктами и орехами. Вегетарианцы считают, что технический прогресс лишил человечество природного разума и памяти, усыпил инстинкт самосохранения и волю к жизни, превратив физическую немощь чуть ли не в отличительный знак высокой духовности.

Люди стали добровольными рабами собственного желудка, его преданными слугами и бессловесными подданными. Они забыли о том, что начали свое восхождение по крутым ступеням эволюции как плодоядные и все устройство человеческого организма до сих пор настроено на потребление продуктов растительного происхождения. За сомнительное удовольствие поедания мяса люди расплачиваются собственным здоровьем и свободой.

И нет ничего удивительного в том, что приверженцы растительной пищи бывают излишне агрессивны, отстаивая свои убеждения, поскольку в давнем споре между ними и "мясоедами" ставкой является здоровье всего человечества.

<< | >>
Источник: Щадилов Е.. Идеальное питание. 2010

Еще по теме Основные положения вегетарианства:

  1. Основные положения
  2. Основные положения, выносимые на защиту
  3. Основные положения, выносимые на защиту
  4. Основные положения, выносимые на защиту
  5. Критика вегетарианства
  6. Основные положения Тибетской медицины
  7. Основные положения, выносимые на защиту
  8. Основные положения, выносимые на защиту
  9. Основные положения, выносимые на защиту
  10. Основные положения, выносимые на защиту
  11. Основные положения медико-социальной экспертизы
  12. Основные положения и выводы диссертационного исследования
  13. Критика основных положений теории Ж.Пиаже
  14. Апробация и практическая реализация основных положений исследования
  15. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
  16. Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях
  17. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии
  18. ВЕГЕТАРИАНСТВО